Вторник, 14.05.2024, 19:59
РЕЧЕЦВЕТИК

Персональный сайт учителя-логопеда Вандиной Олеси Николаевны
 Добро пожаловать!!!          
 

 Гость | Группа "Гости" RSS

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


   Артикуляционная гимнастика    
 
   Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
 
   Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. 
 
  Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное произношение звуков. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. 
 
  Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо обязательно выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
 
   Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. 
 
  Предлагаю Вам артикуляционные упражнения, которые вы будете с ребенком регулярно выполнять:
 
«Улыбочка-хоботок» 
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.    
 
Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.    
 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.    
 
«Часики»              
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.    
«Качели»      
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.    
 
«Иголочка»  
Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.    
 
«Чашечка»      
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. 
 
«Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).    
 
«Трубочка-желобок»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.  
 
«Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
 
«Маляр»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.    
 
«Лошадка»      
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.    
 
«Грибок»            
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.    
 
«Гармошка»     
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.    
 
«Пароход»       
Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).    
 
«Индюк»         
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.    
 
«Барабан»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара. 
 
 
Источники: 
http://www.logoped1.ru/
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. –– М.: Просвещение, 1989
 


Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта





Полезные ресурсы:

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz