Вторник, 14.05.2024, 00:18
РЕЧЕЦВЕТИК

Персональный сайт учителя-логопеда Вандиной Олеси Николаевны
 Добро пожаловать!!!          
 

 Гость | Группа "Гости" RSS

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


СтатьяФонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. ... 

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Фонематический слух напрямую связан с физиологическим, то есть с врожденной способностью слышать различные звуки внешнего мира. Различие между ними в том, что первый помогает не просто слышать, но и анализировать информацию. Фонематическое восприятие в логопедии – это более узкое понятие, включающее в себя различение на слух основных частей слова (слога, звука), дифференциацию речевых и неречевых звуков, определение силы, тембра голоса и многое другое. Если восприятие фонем не сформировано по ряду причин, то происходит нарушение слоговой и звуковой языковых составляющих.

Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, если ребенок не различает звуки [ш]-[ф], [с]-[ш], то вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д.

Фонематический слух формируется у детей очень рано, начиная с момента появления ребенка на свет и на протяжении всего дошкольного возраста. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше будут в этот период общаться и заниматься с ребенком взрослые, тем меньше у него потом будет проблем с развитием фонематического слуха и восприятия, т.е. не будет проблем в дальнейшем обучении ребенка грамоте и письму. 

Нарушение фонематического восприятия и слуха у детей чревато не только нарушением звукопроизношения, но ошибками в письме и чтении в школьный период. Такие дети, как правило, заменяют, переставляют или пропускают букв в словах (каша – кафа, кша, акша и т. д.). Зачастую не могут сливать звуки в слоги, а слоги в слова: читают набором букв, меняют местами, не дочитывают до конца. Все это приводит к трудностям дальнейшего обучения, в результате чего ребята начинают отставать от своих сверстников.

Задержка или нарушение фонематического слуха и восприятия – это не просто педагогическая запущенность, хотя и этот вариант может быть уместен. Механизмы возникновения могут быть запущены еще во внутриутробном развитии. Поэтому необходимо знать первопричину, так как именно эта информация позволит определить методы работы с ребенком: не всегда достаточно только логопедической помощи, в некоторых случаях необходимо и медикаментозное лечение.

Из всего этого, можно сделать вывод, что фонематический слух - важная составляющая в речевом развитии, развитием которого стоит заниматься, чтобы предотвратить трудности в школьном обучении.

Игры на развитие фонематического слуха для младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте для развития фонематического восприятия и слуха используют игры:

  • На формирование понимания обращенной речи − выполнение поручений.
  • Игры на подражание: игры с движениями «Делай, как я», «Повторяй за мной» (например, педагог предлагает детям попрыгать как зайчики, затем потопать, как медведи, первоначально показывая детям и выполняя вместе с ними соответствующие движения). «Кто, как здоровается (кошка – мяу, корова – му и т. д.)». От предыдущих игр отличается тем, что активно используется речь самого ребенка, а не только педагога.
  • С музыкальными инструментами, ширмой и др.: «Угадай, что играет», «Громко − тихо», «Откуда слышен стук».

Игры для детей среднего дошкольного возраста

Детям среднего дошкольного возраста можно предложить игры посложнее:

 

Работа с неречевыми звуками.

«Шумящие коробочки» - в одинаковые металлические (пластмассовые) баночки помещаются разные продукты: манка, гречка, горох, фасоль и т.д. Сначала ребёнок запоминает звучание каждой баночки(взрослый «шумит» и называет, что находится в баночке),затем ребёнок угадывает. Ребёнку предлагается хлопнуть столько раз, сколько раз хлопнула в ладоши мама.

«Угадай предмет по звуку»

«Угадай чей голос»

«Найди пару»: малышам предлагается найти одинаковые коробочки, но не по внешним признакам, а по звучанию. Чтобы оформить такую игру, понадобятся одинакового размера и из одного и того же материала коробочки. Отлично подойдут железные емкости из-под канцелярских кнопок, либо «желтки» от киндеров. В них до половины засыпаем крупы или другие сыпучие вещества (сахар, соль, перец, макароны). Должно получиться по две баночки с одинаковой начинкой, при этом на вид они отличаться друг от друга не будут. Чтобы найти пару, ребенку нужно на слух определить, какие баночки «звучат» одинаково.

Изменение звуков по силе, тембру и высоте.  «Кто позвал». Ребёнок отворачивается и догадывается, кто из членов семьи позвал его по имени, потом, чтобы усложнить, взрослый произносит «АУ». Упражнение, направленное на изменение звукокомплекса по высоте и силе: взрослый предлагает сказать «МЯУ» громко(кот рядом и просит есть), тихо (кот за дверью), высоко (маленький котёнок), низко (старый кот).

Различение слов, сходных по звучанию. «Слушай и выбирай».  Перед ребёнком разложены картинки, среди которых есть парные по звучанию, надо найти их и выбрать (миска – мишка, сом – дом, бак – мак) и т.д.

Дифференциация слогов. «Похлопаем». Прохлопывание слогов путём деления слова: со –ба –ка. «Что лишнее». Взрослый произносит на – на – па – на. Ребёнок убирает лишний слог.

Различение фонем. «Кто, что произносит». Жук – жжжжж, тигр – ррррррр и т. д. «Похлопаем». Взрослый договаривается с ребёнком, чтобы тот, когда услышит ,например, звук И – хлопнул в ладоши.

(Чем лучше у ребёнка развито фонематическое восприятие, тем легче удастся грамота и письмо. Многие родители спешат обучить своего ребёнка чтению, при этом называют буквы так, как они называются в алфавите. Это неправильно. В дошкольном возрасте буквы нужно называть звуками, т.е. не «ЭМ», не «МЭ», а «М».)

«Подскажи словечко».

Прочитайте ребёнку хорошо знакомое ему стихотворение, например: «Спать пора, уснул бычок»., «Уронили мишку на пол»., «Наша Таня громко плачет»… При этом не произносите последнее слово в строчках. Предложите ребёнку самому сказать недостающие слова.

Пример игры "Доскажи слово"

Работа с рифмовками. Взрослый предлагает послушать и найти неправильное слово: отругала мама зайку – не надел под свитер ГАЙКУ, или закончить рифму, вставив недостающее слово.

«Маленький учитель».  Скажите ребёнку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребёнка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно произносил слова.

«Хорист». Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

«Звуковые песенки». Предложите ребёнку составить звуковые песенки типа «УА» - плачет малыш, «АУ» - дети кричат в лесу, «ИА» - кричит ослик, «ОО» - мы удивляемся. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая её, затем второй.

«Кто первый». Покажите ребёнку картинку с предметом, который начинается с гласного звука «А», «У», «О», «Э», «И». Ребёнок должен назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: « УУУУтка».

Активно используются дидактические игры на развитие слогового анализа слова. Игра «Эхо»: ребенок повторяет сначала все слово за педагогом, затем убирает первый слог, второй и в конце называет только последний (например, паровоз − ровоз − воз). Если дети затрудняются, можно сначала попробовать давать короткие слова с открытым ударным последним слогом (пример: лиса – са, сова – ва).

Для формирования фонематического восприятия такой части слова, как слог, подойдут обучающие игры и упражнения «Доскажи словечко», «Назови, какое слово получилось», «Посчитай, сколько слогов в слове» и т. п.

Дидактические игры и упражнения для старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте ребенку предлагают задания на восприятие звука, определение его характеристики и места в слове. Сначала дают более легкие игры, где ребенку необходимо дифференцировать звук в изолированном звучании или в слоге, затем уже и в словах:

  • Игра «Поймай звук» подойдет для закрепления умения слышать и различать определенные звуки. Например, логопед попросит ловить звук «Л», сначала называет детям цепочку изолированных звуков «р – о – с – л», когда назван заданный звук, ребята должны успеть хлопнуть в ладоши (как бы «поймать» его). То же самое в слогах и словах («са – ко – мы – ли»). Эта игра поможет сформировать слуховое внимание и восприятие.
  • Игры на определение места звука в слове (в начале и в конце): «Найди ошибку», «Что перепутал автор», «Придумай слово с заданного звука».
  • «Сыщик». Взрослый предлагает вниманию ребёнка ряд картинок, в названии которых есть или нет заданного звука. Ребёнок должен отобрать те картинки, в названии которых есть этот звук.

Игра "Где спрятался звук?"

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия!

Пусть будет весело и интересно!

Начинайте с простого, переходя к более сложному; не перегружайте ребёнка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете ребенку и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

 


Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта





Полезные ресурсы:

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz