Автоматизация звука.
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной.
Здесь перед Вами стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности.
Желаем успехов!
Автоматизация свистящих звуков: С Сь З Зь Ц
Автоматизация шипящих звуков: Ш Ж Ч Щ
Автоматизация сонорных звуков: Л Ль Р Рь
Автоматизация заднеязычных звуков: К,Кь Г,Гь
Источники:
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. — Альбомы по автоматизации звуков свистящих, шипящих, сонорных (4 альбома), Гном, 2007.
Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков. - СПб, 2006.
Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
|