1. Закрепите с ребенком признаки весны. Назовите весенние месяцы и помогите ребенку их запомнить. Понаблюдайте за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.
2. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.
Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...
Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...
Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...
Ручьи весной (что делают?) - ...
Сосульки весной (что делают?) - ...
3. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...
Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
4. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Один ручей - много ручьев, одна лужа - много луж, одна проталина - много ..., одна сосулька - много ...
6. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.
Словарная работа. Объяснить значение словосочетаний: "набухают почки", "теплые страны".
- Какое время года наступает?
- Как светит солнышко?
- Что набухает на деревьях?
- Кто скоро прилетит из теплых стран?
- Что будут делать птицы?
7. Развитие логического мышления. Отгадать загадки.
Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припеке с крыши нашей
Утром свесилась ... (сосулька)
Снег в лесу. Сугробов много.
И слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко падает ... (капель)
подготовительная группа
1. Уточните у ребенка, какое время года сейчас идет. Уточните знания о последовательности смены времен года. Попросите назвать предшествующее весне время года, назвать следующее за весной время года. Уточните знание ребенком весенних месяцев. Расспросите ребенка, какие изменения в неживой природе он заметил? Расскажите ребенку о весенних полевых работах.
2. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.
Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...
Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...
Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...
Ручьи весной (что делают?) - ...
Сосульки весной (что делают?) - ...
Снег зимой чистый, а весной - ...
Зимой дни холодные (короткие), а весной - ...
Зимой солнце тусклое, весной - ...
Зимой погода пасмурная, а весной - ...
6. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.
Солнце пригревает сильнее. Тает снег, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки. Появляются первые птицы. Из-под снега прорастают подснежники. Люди снимают шубы, надевают куртки, плащи. Наступила весна.
7. Выучить стихотворение (любое по выбору).
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
(Ф. Тютчев)
* * * Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон -
И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
(Ф. Тютчев)
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала... (А. Плещеев)