Пересказ - одна из форм развития речи и памяти.
Нужно ли пересказывать тексты с детьми дома?
В наше время компьютерной технологии, родители все меньше и меньше общаются со своими детьми. Многие родители считают, что если ребенок посещает занятия в детском саду, то этого достаточно для развития ребенка. Но это далеко не так. Детям просто необходим общение с родителями, а так же их помощь в речевом развитии. Родителям просто необходимо читать детям дома не только сказки, но и короткие тексты, которые потом может пересказать.
Зачем нужно учить детей пересказу?
Пересказ - это очень эффективный метод не только развития связной речи, но и памяти. Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложения и целого текста. Пересказ имеет огромное значение для формирования у детей познавательных и творческих способностей. Умение пересказывать прочитанный текст - необходимый в школе навык, ведь вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал. Поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык у ребенка до поступления в школу. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему и если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.
Можно ли для пересказа брать любое? Почему?
Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Если вы прочитали, какую-то интересную сказку или рассказ, но это произведение оказалось слишком длинным для пересказа, можно пересказывать его частями, или пересказать небольшой эпизод , который больше всего понравился.
Для пересказов с детьми предлагаю тематический перечень произведений, которые вы можете с детьми рассказывать дома.
- Короткие рассказы про осень
- Короткие рассказы про зиму
- Короткие рассказы про весну
- Короткие рассказы про лето
В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу, на которые родителям тоже стоит обратить внимание:
- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов педагога;
- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;
- излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.