ЛОГОПЕД МАЛЫШАМ
С чего начать
Младенец отмечает свой день рождения до года целых 12 раз. Ведь каждый месяц у родителей настоящий праздник! Дело в достижениях маленького человечка. В первый год жизни человечек учится многому. Наш долг, конечно, помочь по всем правилам. Главное ― организовывать упражнения в игровой форме. Ну, Вы же понимаете, что ребенка требуется заинтересовать!
С двухмесячного возраста можно делать массаж пальчиков. Просто разминать по очереди. Чуть позже, такую гимнастику можно разбавлять прибаутками, весёлыми разговорами.
А с 8 месяцев необходимо активно комментировать малышке происходящее. Особенно на прогулке. Просто и непринуждённо рассказывайте ему о деревьях, давая характеристики относительно высоты, цвета листьев и т. д. Очень благотворное влияние оказывают животные, которых на улице можно увидеть в большом количестве. Говорите обо всём! Так развивается словесная память и происходит подготовка к произношению первых слов.
Особенности логопедии в 2 ― 3 года
Если до года особых знаний по речевым способностям крохи с родителей не требовалось, то к двум годам задача усложняется. Логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет необходимы для своевременной помощи в преодолении словесного барьера. К сожалению, не все дети проходят новую ступень своевременно. Малышам с нарушениями речи обязательно нужен грамотный специалист и поддержка родных. Выделим основные моменты.
- Задания основаны на воспроизведении движений взрослого, жестикуляции, а впоследствии и звукопроизношения.
В столь нежном возрасте чаду нельзя объяснить словесно, чего от него хотят. Зато детки любят повторять. Вот и поиграйте с ними в забаву, связанную с жестикуляцией. Примером могут служить «Сорока ― сорока», «Коза ― рогатая». Сначала покажите не спеша, сыграйте, затем, попросите повторить.
- Любые учебные процессы проводите в игровой форме.
Ведь именно это нужно любопытным исследователям. Так и заинтересуете. Но, помните, что детки не могут уделять внимание одной забавушке более 20 минут. Сумейте быстро переориентировать внимание своего сорванца.
- Установите эмоциональный контакт.
Проявите неподдельный интерес к совместному времяпрепровождению. Крохотное существо крайне уязвимо и чувствует любые нотки в перемене настроения взрослого. Чем больше Вы будете вовлечены в суть задания, тем радостнее будет малышку.
- А как же награды?
Не забывайте поощрять старания. Это вызовет дополнительную мотивацию, создаст благоприятный фон в общении. Поощрять можно словом или любимыми игрушками.
Развиваем общее подражание
На самых ранних периодах роста с детьми можно играть в забавы, направленные на воспроизведение. Это копирование движений взрослого человека, которые помогают раскрепоститься. Задания тренируют координацию, фантазию. Сегодня кроха повторяет жесты, а завтра ― слова. Да, не забывайте сопровождать такую жестикуляцию разговорами. Когда перед Вами малыш с общим недоразвитием речи (ОНР), проведение мероприятий такого рода является основой логопедии.
Самое простое, что можно предложить ― обычная зарядка. Любители активности оценят это по достоинству. Только выполняйте гимнастику в строго определённой последовательности. Тут цель ― запоминание крохотным человеком целой комбинации. Обязательно комментируйте каждый раз. Детки очень любят повторы. А если касаться углубленного материала, то можно использовать следующие забавы.
Игры с общим подражанием
- «Птички»
Самая лёгкая подражалка. Ручки необходимо сложить крылышками и махать как птичка. А затем пробежаться. От такой забавы любой сорванец будет в восторге. Особенно когда в происходящем участвует взрослый! Поддерживайте своего малыша!
- «Укладываем куклу спать»
В нашем детстве это называлось «Дочки ― матери». Дайте крохе куклу, организуйте спальное место, одеяло. Попросите своего помощника укачать этого пупсика. А когда он уложит, покажите знак тишины: поднесите указательный палец к губам, сказав «чи-чи-чи». Пусть малыш так попросит остальных кукол помолчать, пока пупс спит. Если крохотный человек уже немного разговаривает, объясните, что делать это нужно шёпотом. В той же манере можно купать, одевать, кормить любимую игрушку.
- «Стихотворные действия»
Усложнить задачу можно стихотворными текстами с использованием жестов. Наша кроха любила стишок «Ветер дует нам в лицо».
Ветер дует нам в лицо, (машем у лица ладошками)
Закачалось деревцо! (ручки вверх, изображаем наклоны влево―вправо)
Ветерок всё тише, тише, (ручки опустить вниз)
Деревцо всё выше, выше! (Ручки вверх, попрыгать).
Речевое подражание
Теперь переходим к следующему этапу, пытаемся вызвать у деток любое проявление звукопроизношения. Самые простые речевые подражания - от мычания животных до звуков транспорта. Поэтому так важно останавливаться на обычных моментах при уличных прогулках.
Чтобы выудить у ребенка первые «звуковые сигналы», нужно начинать с простого. Сюда можно отнести игру в куклы. Ну а дальше подключить фантазию! Знакомство с любыми предметами, издающими звуки: пылесос, холодильник.
Помните, что ребенок должен всегда слышать ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ РЕЧИ!!! Поэтому нельзя сюсюкать: «Ой, а ктё ето у нас проснюлся?». Малыш ещё не знаком с речью вообще! Он будет подражать, а неправильное восприятие слов останется надолго. Говорите правильно по возможности, конечно. Контролируйте себя в общении.
Игры с речевым подражанием
В интернете можно найти массу интересных потешек. Вот некоторые из них.
- «Дудочка»
Попросите карапуза поиграть на дудке. Можно приобрести в магазине, а можно сделать импровизацию. Обязательно продемонстрируйте, как звучит инструмент, озвучив: «ду ― ду». Теперь очередь маленького музыканта. Вообще, то, что касается музыкальных инструментов должно понравиться непоседе. Это и барабан, и пианино.
- «Поехали на машинке»
Посадите малышка на свои колени, лицом к себе. Заведите машину, изображая, соответствующий звук. Можно дать импровизируемый руль. И едьте! Сигнальте: «би ― би»!
- «Весёлый зоопарк»
В арсенале любого непоседы найдутся игрушечные животные. Соберите их в кучу и продемонстрируйте, кто как говорит. Можно, конечно, делать это и на примере книжных картинок, но игрушечные персонажи воспринимаются лучше.
Роль книги
Книга служит неотъемлемым атрибутом в формировании звукопроизношения. Посудите сами, вызывают интерес сюжет, иллюстрации, новые персонажи. Прекрасно подходит к использованию даже при различной степени тяжести ОНР. Самые несложные тексты народных сказок направлены помочь карапузу.
Ещё Сухомлинский отметил: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».
Вы говорите, параллельно показываете картинки, обсуждаете сюжет. Начинайте читать, когда Ваш ребенок ещё не разговаривает. Поверьте, что словарный запас уже формируется. Только читайте с интонацией, чтобы малыш хотел это воспроизвести. Используйте самые лёгкие потешки на начальных этапах.
Подключайте сюда подражание. Можете распределить роли, когда сценарий будет запомнен. Копируйте косолапого медведя, зайчика, лисичку, а малыш будет с радостью вторить! Отвечайте на вопросы. Когда маленький хитрец уже способен произносить вслух слова, но использует жесты чтобы о чём-то попросить, стимулируйте его речь, не потакайте ему.
Влияние мелкой моторики
Наверное, нет человека, который бы не слышал о влиянии моторики на головной мозг. Механизм прост, подаётся импульс, мозг работает. С детишками это должно проходить в игровой форме. Необходимо, что-то брать, перебирать, собирать и т. д.
Самые доступные приёмы, которые можно применять:
- Найди, что на дне.
Берём 2 миски, в одну насыпаем фасоль, в другую гречку. А на дно прячем маленькие сувениры. Пусть непоседа обеими ручками роется и ищет!
- Найди одинаковые мешочки.
Нам понадобятся 9 мешочков. В каждые 3 кладём одинаковые вещички. Я использовала скомканную бумагу, вату, рис. А детёнчик ищет одинаковые по ощущениям пакетики.
- Весёлый Ёж.
Берём кусок картона, вырезаем профиль ежа. Наверх одеваем прищепки, которые непоседа должен снять. Учите сначала снимать, а потом одевать на место.
- Месим тесто!
Каждая мама хоть раз да пекла пироги. Раз в неделю сделайте это себе за правило, и накормите родных, и детворе польза! А секрет в том, что Ваш активист помогает месить маленькими ручками. Мы и сейчас лепим!
- Мало ― много.
Используйте игрушки, объясняя понятия, где мало предметов, где много. Что значит большой, что маленький.
- Раскраски.
Без карандашей, красок и пластилина не обойтись. Есть выбор недорогих книг, куда лепятся кружочки, наклейки, разукрашиваются предметы, например, мяч. Развивается фантазия, моторика. А также показывайте, рисуя, понятия длинное ― короткое, изучайте цвета, цифры и буквы.
Сенсорное развитие
Необходимое мероприятие для ребятишек. Помогает различать предметы между собой посредством зрения, осязания, вкуса, обоняния. Различать между собой: крупное ― мелкое, длинное ― короткое, тонкое ― толстое, узкое ― широкое, солёное ― сладкое. Кроме этого, изучение цветов. Самые основные: красный, синий, зелёный, жёлтый.
Очень хорошо осваивать такие вещи на прогулке. Примерами могут служить деревья, палочки разной длинны, трава. Мелком можно рисовать на асфальте, обязательно дав попробовать это новшество малышу. Ну а в квартирных условиях сенсорную методику применяют на основе специальных картинок. Можно вырезать картонные полоски с нужными характеристиками, рисовать. Просто рассматривать домашние предметы.
Веселая гимнастика
Во многих пособиях для логопедических мероприятий рекомендуется применять артикуляционную гимнастику. Суть её в тренировке мышц языка, губ, щёк. Детям очень нравятся такие манипуляции. Особенностью зарядки служит то, что действия производятся медленно. Необходимые мышцы должны быть напряжены.
Упражнения для язычка
- Качельки. Высунув язычок, попробовать дотянуться до носа, затем до подбородка
- Часики. Поворачивать языком то вправо, то влево.
- Вкусное варенье. Движения языка производить по кругу.
- Скачем на лошадке. Изображаем цоканье лошади.
Плюсом таких приёмов является то, что детишек не нужно заставлять, они сами просят позаниматься!
Разминаем щёки и губки
- Раздуваем самовар
Надуваем щёки, затем медленно выпускаем воздух. Можно перекатывать воздух с одной половины ротовой полости в другую.
- Молчим как рыба
Изображаем рыбий рот, втягивая щёки, а губки вытягивая вперёд. Но это ещё не предел, губами при этом необходимо поработать. Очень забавный приём.
Сами губы можно тренировать, произнося простейшие звучания, так вытягивать в трубочку и т.д. А ещё развивать дыхание, это способствует произношению слов. Можно дуть кусочки бумаги или ваты на скользящей поверхности.
КОГДА НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ?
В последние годы в дошкольной логопедии все большее внимание уделяется раннему выявлению отклонений в речевом развитии и раннему началу комплексной коррекционной работы с детьми. Это позволяет использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи, предупредить возникновение вторичных нарушений (например, трудностей овладения чтением и письмом). Чем раньше будут выявлены конкретные проблемы в речевом развитии дошкольника, тем больше будет времени у родителей, логопеда, воспитателей для их преодоления. А это значит, что родители должны быть внимательны к речи своего малыша и, при малейших сомнениях, проконсультироваться со специалистом-логопедом, не обращая внимания на советы окружающих: «Подождите, в пять лет заговорит!».
Какие отклонения в развитии ребенка раннего возраста (от рождения и до трех лет) должны насторожить заботливых родителей?
Для ребенка первого года жизни важно обратить внимание на следующее:
• к трем месяцам НЕ появился «комплекс оживления» - эмоциональная реакция ребенка на взрослого (ребенок, увидев мать, радостно повизгивает, перебирает ножками, вскидывает ручки, издает голосовые реакции);
• гуление (мягкая голосоподача) появилось НЕ в 2-3 месяца, а позже; периоды гуления редки, звуки тихие, однообразные, дыхание быстро истощаемое, есть охриплость голоса;
• переход к лепету (многократному повтору цепочек слогов) произошел позже срока (в норме период лепета продолжается от 5-6 до 12 месяцев); • к концу первого года жизни НЕ появились общеупотребительные слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т.п.);
• в возрасте 7-8 месяцев и позже НЕ понимает значения отдельных слов (мама, папа, названия окружающих бытовых предметов, игрушек и т.п.), НЕ понимает смысла простых просьб («Дай маме ручку», «Покажи носик, глазки» и др.);
• ребенок НЕ подражает действиям взрослых (с игрушками, бытовыми предметами), НЕ повторяет за взрослыми отдельные слова;
• у ребенка с трудом формируются базовые навыки жевания и глотания. Для ребенка второго года жизни необходимо обратить внимание на следующие отклонения в речевом развитии:
• присутствуют трудности в понимании обращенной речи (простой инструкции и двухступенчатой: «Подойди к столу и возьми кубик»);
• в активной речи ребенок «застрял» на этапе лепета;
• наблюдаются трудности формирования интонационной стороны речи (ребенок затрудняется в самостоятельной речи воспроизвести интонацию вопроса, требования);
• при общении малыш использует очень мало общеупотребительных слов (3-5), чаще – звукоподражания, лепет;
• к двум годам малыш испытывает затруднения при зрительном различении предметов, различных по величине (большой - маленький), по цвету (красный, синий, желтый, зеленый), по форме (квадрат, круг, треугольник). Для ребенка третьего года жизни важными диагностическими показателями отклонения в речевом развитии являются следующие:
• отсутствие в самостоятельной речи ребенка фразы из 2-4 слов;
• ребенок НЕ называет величину предметов (большой - маленький), основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), основные геометрические формы (круг, треугольник, квадрат);
• нарушения слоговой структуры слова (сокращение или перестановки слогов в словах типа «киска», «машина»);
• стойкие запинки при произнесении слов, фраз, многократные повторения или растянутое произнесение звуков или слогов на фоне мышечного напряжения;
• нарушение произношения простых по артикуляции согласных звуков (М, Н, Т, Д, Ф, В, К, Г, Х);
• искаженное произношение сложных по артикуляции согласных (например, межзубное – язык высовывается между зубами при проговаривании звуков С-З, боковое – звуки С-З и Ш-Ж произносятся с «хлюпающим призвуком» и др. дефекты);
• ребенок НЕ проявляет интереса к слушанию сказок, стихов; плохая слуховая память;
• ребенок НЕ интересуется процессом «словотворчества». Особое внимание необходимо уделять малышам, входящим в «группу риска». Это дети, родившиеся с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (расщелинами губы, неба), дети, испытавшие неблагоприятные воздействия во внутриутробный период развития, в момент рождения или в первый год жизни. Речевое и психическое развитие таких ребят обычно проходит с затруднениями, а, стало быть, родители этих малышей как можно раньше должны начать сотрудничество с логопедом, дефектологом, чтобы оказать грамотную помощь своим детям. На консультации логопед подскажет родителям, как общаться с ребенком, чтобы его словарный запас пополнялся, и он начал говорить фразами. Научит простым играм для развития моторики пальцев рук и всего тела, артикуляционной моторики и дыхания, подскажет задания для развития познавательных способностей, восприятия и внимания малыша.